Музыканты фестиваля «Крутушка»

о музыкантах — участниках фестиваля «Крутушка-2009» и «Крутушка-2010»

3 читателя, 165 топиков


avatar

«Җиңгәчәйләр», фольклорно-этнографический ансамбль (д. Дюсметьево, Мамадышский р-н, Татарстан)

Этнографический ансамбль «Җиңгәчәйләр», что в переводе означает «Тетушки», представляет на фестивале песенную традицию кряшен Мамадышского района. Народные исполнители из сел этого живописного района республики, через который протекает река Вятка (Нократ елгасы), являются постоянными участниками и друзьями фестиваля. Так старшие участницы ансамбля «Җиңгәчәйләр» уже выступали на сцене «Крутушки» в составе хорошо известного коллектива «Дусмэт-Кумырык – транзит».

Благодаря творческой инициативе Виктора Петровича Спиридонова, директора Дома культуры села Дюсьметьево, объединившего односельчан в песенный коллектив, этнографический ансамбль «Җиңгәчәйләр» с 2015 года знакомит слушателей и зрителей различных праздников и фестивалей с культурой родного края.




Читать дальше →
avatar

«Седой Урал», г. Пермь

Этно-инструментальный проект «Седой Урал» создан в 2013 г. В репертуаре звучат музыкальные традиции коренных народов Пермского края (башкир, татар, манси, коми-пермяков, русских). Музыканты проекта, используя аутентичные музыкальные инструменты, создают авторские мелодии на основе творческого наследия народов Прикамья.

Читать дальше →
avatar

Ансамбль «ТриголОс», г. Пермь

Три голоса разных. Три разных женщины. По-разному прекрасных. По-разному любимых. По-разному счастливых. С трех разных дорог, сошедшихся сегодня. Куда дальше уводящих? Кто знает… Слились три голоса в «ТриголОс». И триголОсом выпевают они свою любовь. Традиционно, по-старому и в очень старых песнях. Нет. «Зрелый, не значит старый». Уж простите, за цитату из Толкина, но точно… совпадает и «древнее золото редко блестит, древний клинок — ярый». Забавно, но про фольклор подходит..! А если ёмко и коротко, то мы любим старые песни, мы их восприняли, наследовали, и если сможем передать это другим, то счастья на земле станет больше.



Читать дальше →
avatar

«Умарина», фольклорно-этнографический ансамбль (с. Урюм, Тетюшский район, Татарстан)


Звучные и красивые голоса певиц из мордовского села Урюм более сорока лет покоряют зрителей и слушателей многочисленных праздничных событий, проходящих с участием ансамбля «Умарина».
Коллектив представляет музыкальную традицию мордвы-мокша, компактно проживающей на территории Тетюшского района Республики Татарстан. Села Киртели, Кильдюшево и Урюм живописно расположились вдоль дороги, соединяющей город Тетюши и Ульяновскую область. Именно здесь и живут народные исполнительницы, бережно хранящие память своего народа.
В рамках фестивальной программы ансамбль «Умарина» представит песни, наиболее ярко представляющие музыкальный фольклор мордвы-мокша: это лирические песни, песни, сопровождающие проводы парней в армию (рекрутские), а также свадебные и хороводные песни.
Одной из особенностей данной песенной традиции является ее двуязычие. Народные певицы знают как песни своего народа, исполняемые на родном языке, так и русские песни, которые, в силу определенных обстоятельств, уже не бытуют у собственно русского населения. Сохраненные образцы инородческой песенной традиции также будут представлены в концертной программе ансамбля «Умарина».
 

avatar

«Hе любо - не слушай», фольклорно-этнографический ансамбль (г. Казань)

Ансамбль «Не любо – не слушай»  — любительский коллектив на базе Центра русского фольклора г. Казани. В репертуаре песни русских сёл Республики Татарстан, записанные в разные годы казанскими фольклористами – Н.Б.Кондратьевой, Н.П.Кузьминой, А.К.Смирновым. Также разучивается песенный материал, собранный в  ходе экспедиций Центра русского фольклора, в составе которых были и участники ансамбля.Исполнительская задача – максимально приблизиться к аутентичному звучанию.В сфере внимания коллектива и такое явление традиционной культуры как народный театр. Представления, созданные по мотивам Вертепных мистерий и оригинальных текстов театра Петрушки, с интересом воспринимаются публикой на городских праздниках и фестивалях.


 

Читать дальше →
avatar

«Борды», фольклорно-этнографический ансамбль (с. Бурды, Тукаевский район, Татарстан)

Недалеко от города Набережные Челны, в живописном уголке Тукаевского района, находится село Бурды. Певицы этнографического ансамбля «Борды», с успехом выступающие на праздничных и фестивальных сценах как у себя в районе, так и далеко за его пределами, познакомят гостей фестиваля с музыкальной традицией этнографической группы закамских кряшен.
Песня имеет большое значение в жизни жителей села Бурды. Причем ими самими данная особенность вряд ли осознается, а гостю, человеку приезжающему со стороны, она хороша видна. В селе поют от мала до велика. Ансамбли народной песни созданы в детском саду, в школе и в сельском доме культуры. Конечно, источником знания и хранителями своей народной культуры стали старожилы села, к которым обращается  нынешнее поколение: молодежь и люди среднего возраста. Такая преемственность традиции, живой и пронесенной через время, редкое явление в наши дни.
Заслуживает внимания и этнографический музей, созданный на базе средней общеобразовательной школы с. Бурды. В его экспозиции представлены предметы быта, комплексы традиционной одежды и образцы ткачества, документы и материалы, свидетельствующие о богатой истории села и его жителей.
Имея за плечами такое богатое наследие, участницы этнографического ансамбля «Борды» представят на площадке фестиваля «Крутушка» основные жанровые группы песен, характерные для кряшенских певческих традиций: гостевые песни, лирические песни, а также такмаки (песни под пляску) и игровой фольклор.
avatar

Vladiswar Nadishana (Россия-Германия)

Владисвар Надишана (Сибирь — Берлин) — мультиинструменталист-виртуоз, композитор, продюсер и дизайнер экспериментальных музыкальных инструментов, новатор в области современной этнической музыки.

В его арсенале более 300 этнических и традиционных музыкальных инструментов со всего мира. В их числе: мандола, ситар, бузуки, тамбура, безладовый бас, акустическая гитара, чанзы, хомус, гусли, ханг, калянгу, уду, рамочные барабаны, бансури, кена, калюка, жалейка, гайда, хулуси, баву, дудук, беримбао, морсинг, дан мои, коу ксианг, ча мпла, ротовые луки и т. д.
В это число также входят инструменты, разработанные им самим: дзуддахорд пружингам, пластримбафон, раблоррум, ловцы духов, пружинно-стержневой гамелан, банбанг и др.
В 90х годах параллельно с учебой в Санкт-Петербурге, Владисвар начал осваивать гитару и немного позже серьезно увлекся игрой на этнических инструментах, открыв для себя музыкальные культуры Индии и Африки. За 15 лет музыкальной экспериментальной деятельности он создал творческую лабораторию «Кафедра Звуковой Микрохирургии» — музыкальную студию с большой коллекцией этнических инструментов, на которой было записано 11 альбомов.


Читать дальше →
avatar

«Салкус», фольклорно-этнографический ансамбль (с. Убеи, Дрожжановский район, Татарстан)

Детский фольклорно-этнографический ансамбль «Салкус» («Родничок») представляет на фестивале музыкальную культуру низовых чувашей, проживающих в Дрожжановском, Буинском районах Республики Татарстан и Шемуршинском районе Республики Чувашия.
Ансамбль, созданный в стенах средней школы с. Убеи, вот уже более десяти лет возглавляет Людмила Петровна Сердцева, учитель, заслуженный работник культуры Республики Татарстан, лауреат республиканского конкурса «Чувашский соловей».
Юные участники коллектива достойно поддерживают и продолжают традиции своей «малой» родины. В репертуаре «Салкус» песни весенних хороводов, исполнявшиеся молодежью до Питрав (12 июля — день равноапостольных Петра и Павла), такмаксемы (частушки), игровые и танцевальные формы.
Ансамбль — постоянный участник праздников, фестивалей и конкурсов.


avatar

Фольклорный ансамбль Казанской консерватории (г. Казань)




Фольклорный ансамбль Казанской консерватории создан в 2003 году. Первым руководителем коллектива стала выпускница Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, председатель Казанского филиала Российского фольклорного союза Н.Б. Кондратьева.  С 2005 года ансамблем руководит кандидат искусствоведения, доцент  Л. И. Сарварова. Ансамбль исполняет традиционные песни народов, проживающих на территории Поволжья и Приуралья, — татар-мишарей, татар-кряшен, пермских татар, русских, мари, чувашей, башкир, мордвы, удмуртов. Репертуар коллектива формируется из образцов,  записанных участниками ансамбля во время этнографических экспедиций. Основной задачей ансамбля является воссоздание подлинной народной манеры исполнения в соответствии с той или иной этнорегиональной песенной традицией.

Читать дальше →
avatar

«Орчык», фольклорно-этнографический ансамбль (Балтасинский р-н, Татарстан)


Уникальная инструментальная традиция кряшен – игра на шлемовидных гуслях – сохранилась в Балтасинском районе Республики Татарстан. На фестивале ее представляют жительницы  деревень Верхний Субаш (Е. Иванова, А. Федорова) и Биктяш (З. Алексеева).
Характерные особенности данной локальной инструментальной традиции заключались в следующем. Исполнителями на шлемовидных гуслях были в основном только женщины, которых приглашали для проведения праздничных застолий. В каждой деревне бытовал свой тип наигрыша и, так называемого, «деревенского напева» («авыл кое»): «Дорга авылы кое», «Субаш авыл кое», «Нэнэ кое», «Бибирэхилэкэй», «Галиябану» и др. Кроме того, несмотря на небольшую удаленность деревень друг от друга, техника игры исполнительниц на гуслях имела различия. Под игру гуслей могли и петь, и плясать.
В семидесятые годы 20 века этнографический ансамбль гусляров из  д. Верхний Субаш был широко известен не только у себя в районе и в республике, но и за ее пределами.
Преемниками этой уникальной инструментальной традиции стали профессиональные музыканты, преподаватели детской школы искусств и работники учреждений культуры Балтасинского района, создавшие в 2014 году ансамбль гусляров «Орчык». Руководителем коллектива является Айсылу Асадуллина.
Целью своей деятельности участники ансамбля «Орчык» видят  в сохранении исполнительства на традиционном кряшенском инструменте – гуслях, а также в популяризации инструментальной музыки.
 

 

Читать дальше →