Музыканты фестиваля «Крутушка»

о музыкантах — участниках фестиваля «Крутушка-2009» и «Крутушка-2010»

3 читателя, 165 топиков


avatar

«Борды», фольклорно-этнографический ансамбль (с. Бурды, Тукаевский район, Татарстан)

Недалеко от города Набережные Челны, в живописном уголке Тукаевского района, находится село Бурды. Певицы этнографического ансамбля «Борды», с успехом выступающие на праздничных и фестивальных сценах как у себя в районе, так и далеко за его пределами, познакомят гостей фестиваля с музыкальной традицией этнографической группы закамских кряшен.
Песня имеет большое значение в жизни жителей села Бурды. Причем ими самими данная особенность вряд ли осознается, а гостю, человеку приезжающему со стороны, она хороша видна. В селе поют от мала до велика. Ансамбли народной песни созданы в детском саду, в школе и в сельском доме культуры. Конечно, источником знания и хранителями своей народной культуры стали старожилы села, к которым обращается  нынешнее поколение: молодежь и люди среднего возраста. Такая преемственность традиции, живой и пронесенной через время, редкое явление в наши дни.
Заслуживает внимания и этнографический музей, созданный на базе средней общеобразовательной школы с. Бурды. В его экспозиции представлены предметы быта, комплексы традиционной одежды и образцы ткачества, документы и материалы, свидетельствующие о богатой истории села и его жителей.
Имея за плечами такое богатое наследие, участницы этнографического ансамбля «Борды» представят на площадке фестиваля «Крутушка» основные жанровые группы песен, характерные для кряшенских певческих традиций: гостевые песни, лирические песни, а также такмаки (песни под пляску) и игровой фольклор.
avatar

Vladiswar Nadishana (Россия-Германия)

Владисвар Надишана (Сибирь — Берлин) — мультиинструменталист-виртуоз, композитор, продюсер и дизайнер экспериментальных музыкальных инструментов, новатор в области современной этнической музыки.

В его арсенале более 300 этнических и традиционных музыкальных инструментов со всего мира. В их числе: мандола, ситар, бузуки, тамбура, безладовый бас, акустическая гитара, чанзы, хомус, гусли, ханг, калянгу, уду, рамочные барабаны, бансури, кена, калюка, жалейка, гайда, хулуси, баву, дудук, беримбао, морсинг, дан мои, коу ксианг, ча мпла, ротовые луки и т. д.
В это число также входят инструменты, разработанные им самим: дзуддахорд пружингам, пластримбафон, раблоррум, ловцы духов, пружинно-стержневой гамелан, банбанг и др.
В 90х годах параллельно с учебой в Санкт-Петербурге, Владисвар начал осваивать гитару и немного позже серьезно увлекся игрой на этнических инструментах, открыв для себя музыкальные культуры Индии и Африки. За 15 лет музыкальной экспериментальной деятельности он создал творческую лабораторию «Кафедра Звуковой Микрохирургии» — музыкальную студию с большой коллекцией этнических инструментов, на которой было записано 11 альбомов.


Читать дальше →
avatar

«Салкус», фольклорно-этнографический ансамбль (с. Убеи, Дрожжановский район, Татарстан)

Детский фольклорно-этнографический ансамбль «Салкус» («Родничок») представляет на фестивале музыкальную культуру низовых чувашей, проживающих в Дрожжановском, Буинском районах Республики Татарстан и Шемуршинском районе Республики Чувашия.
Ансамбль, созданный в стенах средней школы с. Убеи, вот уже более десяти лет возглавляет Людмила Петровна Сердцева, учитель, заслуженный работник культуры Республики Татарстан, лауреат республиканского конкурса «Чувашский соловей».
Юные участники коллектива достойно поддерживают и продолжают традиции своей «малой» родины. В репертуаре «Салкус» песни весенних хороводов, исполнявшиеся молодежью до Питрав (12 июля — день равноапостольных Петра и Павла), такмаксемы (частушки), игровые и танцевальные формы.
Ансамбль — постоянный участник праздников, фестивалей и конкурсов.


avatar

«Sõsarõ», фольклорно-этнографический ансамбль (г. Таллин, Эстония)

Участники фольклоно-этнографического ансамбля «Sõsarõ» — представители народа Сето (сету) и их потомки из Петсеримаа – самого далекого юго-восточного района Эстонии, которые теперь живут в Таллинне и районе Харьюмаа. Их цель — сохранение певческих традиций, а также самой культуры Сето. На протяжении долгих лет ансамбль собирается каждую неделю для репетиций. Веселые празднования Рождества и Пасхи по старому календарю стали традиционными поводами для встречи всех Сето, живущих в Таллинне и Харьюмаа.


Читать дальше →
avatar

«Риваять» (г. Казань)


Этногруппа «Риваять» –  ансамбль тюркской этники и ремесел,  исполняющий  в разных стилях древнюю этническую музыку. Коллектив собирает аутентичный фольклорный материал, песни, инструменты, легенды, обряды и возрождает этот пласт для современного слушателя и зрителя.
В композициях, исполняемых этногруппой задействовано 22 вида современных и исторических  музыкальных инструментов, в репертуаре более 50 произведений, которые  представлены на сцене и в игровых интерактивах в вокально-инструментальном жанре с хореографической  театрализованной постановкой.
В творчестве коллектива отражены разные темы, в их числе музыкальные легенды о древних тюркских инструментах, темы быта татар, события Болгарских времен и Казанского ханства.

avatar

Дуэт Марио Калдарару-Сергей Клевенский (г. Москва)


Говорят, что концерты этого дуэта пропускать попросту нельзя. И причин тому несколько:
Марио и Сергей – музыканты от Бога, корифеи фолка и не только его. Калдарару – супер-экстра-этно-перкуссионист, Клевенский точно так же силён в обращении с этно-духовыми инструментами. Оба – мультиинструменталисты. В данном случае, это значит, что Марио (или, уважительно, Мариан) способен ударами-хлопками-касаниями сделать любой предмет – а то и просто воздух! – перкуссионным инструментом. Сергей же, по слухам, может, например, из батареи отопления выдуть органный звук.
  — У обоих – огромнейший концертный и студийный опыт, громадные коллекции инструментов (в том числе, собственноручно реставрированных или лично придуманных). А перечисление их творческих заслуг – отдельный труд, достойный формата диссертаций, а не анонса.
— При всем при этом, на каждом из них нет и тени «звездной болезни». Зато у каждого с избытком обаяния и озорства. В смысле: Клевенский и Марио – тот случай, когда артисту не надо говорить «я стараюсь делать людям радость!». Они сами по себе – чистые радости. Ни прибавить, ни убавить.

avatar

«Алгыс», г. Якутск


Инструментальный ансамбль  «Алгыс» представляет национальные якутские инструменты хомус и ойдуо. Участники коллектива — молодые студенты из Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова.  «Алгыс» прерводится как «благословение».

Читать дальше →
avatar

Фольклорный ансамбль Казанской консерватории (г. Казань)




Фольклорный ансамбль Казанской консерватории создан в 2003 году. Первым руководителем коллектива стала выпускница Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, председатель Казанского филиала Российского фольклорного союза Н.Б. Кондратьева.  С 2005 года ансамблем руководит кандидат искусствоведения, доцент  Л. И. Сарварова. Ансамбль исполняет традиционные песни народов, проживающих на территории Поволжья и Приуралья, — татар-мишарей, татар-кряшен, пермских татар, русских, мари, чувашей, башкир, мордвы, удмуртов. Репертуар коллектива формируется из образцов,  записанных участниками ансамбля во время этнографических экспедиций. Основной задачей ансамбля является воссоздание подлинной народной манеры исполнения в соответствии с той или иной этнорегиональной песенной традицией.

Читать дальше →
avatar

«Орчык», фольклорно-этнографический ансамбль (Балтасинский р-н, Татарстан)


Уникальная инструментальная традиция кряшен – игра на шлемовидных гуслях – сохранилась в Балтасинском районе Республики Татарстан. На фестивале ее представляют жительницы  деревень Верхний Субаш (Е. Иванова, А. Федорова) и Биктяш (З. Алексеева).
Характерные особенности данной локальной инструментальной традиции заключались в следующем. Исполнителями на шлемовидных гуслях были в основном только женщины, которых приглашали для проведения праздничных застолий. В каждой деревне бытовал свой тип наигрыша и, так называемого, «деревенского напева» («авыл кое»): «Дорга авылы кое», «Субаш авыл кое», «Нэнэ кое», «Бибирэхилэкэй», «Галиябану» и др. Кроме того, несмотря на небольшую удаленность деревень друг от друга, техника игры исполнительниц на гуслях имела различия. Под игру гуслей могли и петь, и плясать.
В семидесятые годы 20 века этнографический ансамбль гусляров из  д. Верхний Субаш был широко известен не только у себя в районе и в республике, но и за ее пределами.
Преемниками этой уникальной инструментальной традиции стали профессиональные музыканты, преподаватели детской школы искусств и работники учреждений культуры Балтасинского района, создавшие в 2014 году ансамбль гусляров «Орчык». Руководителем коллектива является Айсылу Асадуллина.
Целью своей деятельности участники ансамбля «Орчык» видят  в сохранении исполнительства на традиционном кряшенском инструменте – гуслях, а также в популяризации инструментальной музыки.
 

 

Читать дальше →
avatar

«Туганай», фольклорно-этнографический ансамбль (г. Казань)

Детский фольклорный ансамбль «Туганай» является одним из ярких творческих коллективов «Детской музыкальной школы № 24» Кировского района г. Казани. Его создателем, идейным вдохновителем и художественным руководителем является Лейсан Хафизова, выпускница Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова.
    В основу исполнительской деятельности ансамбля легла музыкальная традиция этнографической группы так называемых чистопольских кряшен, компактно проживающих на территории Алексеевского, Чистопольского и Новошешминского районов Республики Татарстан. Принципы работы с аутентичными образцами песенного и танцевального фольклора, заключающиеся в достоверном воспроизведении музыкального диалекта, позволяют сохранять жанрово-стилевые особенности изучаемой традиции
    Несмотря на свой «юный возраст», коллектив был создан в 2013 году, «Туганай» является лауреатом ряда международных и республиканских конкурсов.