avatar

«Как во славном городе во Казани...» ч.2


Вопреки законам природы время в Казани московское. Поэтому проснулся я, наверное, на час раньше большинства обитателей фестиваля. Вокруг было очень тихо и пусто. В оцинкованных лагерных умывальниках к моему удивлению обнаружилось общедоступное мыло, а в туалетах — соответствующая бумага. :-) Такие прелести цивилизации после их отсутствия на Груше/Метафесте/Баранке я в полной мере оценил!


Понемногу народ проснулся и мы решили посетить с утра знаменитое Голубое озеро — карстовый пролом примерно 25 на 10 метров со множеством родников, из которого вода вытекает водопадом. Вода в самом деле прозрачная и голубая, как в бассейне. Невзирая на холодность воды (около +7'C) искупаться никто не побоялся, тем более что с двух сторон водоёма сделаны удобные деревянные мостки и лесенки в воду.



Народ пошёл на мастер-классы, а я принялся изучать окрестности, в которых обнаружилось огромное количество бродячих, а также чрезвычайно голосистых цепных псов.


Из общевидного — мастер-класс по кельтским танцам от нижегородской хореографической студии. У народа очень хорошо получалось, напомнило день рождения Бильбо Бэггинса.

Раз уж суббота — главный день любого фестиваля, то и концерты начались довольно рано. Ещё до этого понаблюдал за звуковыми пробами парочки составов.

Первыми выступали пензенские «Странники». Чрезвычайно улыбчивые девушки, снимать — сплошное удовольствие.


Дальше был нижегородский состав Athas, за подготовкой которого я и наблюдал до начала. Для русского взгляда название читается как «атас», а так то ли «атэс», то ли «ахэос», я не разобрал. Сразу было понятно, что главная в коллективе — харизматичная дама по имени Надежда Рыбакова, и швец, и жнец на арфе и дуде игрец. Понравились и сама дама, и музыка — люблю я всякую кельтщину, игрались разные темы — ирландские, шотландские, галисийские и бретонские.



Эта музыка очень захватывает ноги, а после дневного обучения оным танцам перед сценой и должно было творится то, что там и творилось.



Ансамбль из Петрозаводска «Вересок» я слушал особенно внимательно, будучи весной очень впечатлён самой Карелией. Пение сопровождалось воспроизведением любимых в северном народе разных игр, сами песни — русские и карельские. Интересно, что почти весь коллектив — молодые девушки. На следующий день довелось пообщаться с одной из участниц ансамбля по имени Надежда (популярное имя, однако!) и узнать, что экспедиционной деятельностью по собиранию всего того богатства, которое там ещё сохранилось они занимаются весьма активно.



Без народов Севера тоже не обошлось — традиционные хантсткие песни по разным случаям жизни хантов представила фолшьклорная певица из Салехарда Галина Попова, выступавшая вместе со своей дочерью. Для девочки фестиваль был явно непривычен и она была несколько напугана. Для охотников-хантов главным зверем является медведь, у которого просят прощение за его ликвидацию убиение. Эта песня поётся под платком. Галина Попова исполнила и мужские и женские песни.



Казанский этнографический коллектив «Красная горка» занимается реконструкцией народных праздников и обрядов. Вот и здесь было представлено сватовство да выкуп невесты. А вечером ваш покорный слуга поучаствовал в вызволении их автомобиля, который водительница умудрилась посадить в темноте на пенёк.


Мордовские бабушки из ансамбля «Гайгев Вайгель» привлекали к себе много внимания. За исключением одной единственной участницы, всем им уже исполнилось 80 лет. Поют они здорово и русские и мордовские (уж не знаю, эрзянские или мокшанские, не специалист) песни. Костюмы сшиты своими руками их тех же материалов, что и давным-давно. Рассказывали они и про старые обычаи мордовских сёл, если честно, то передёрнуло от такой деревенской патриархальщины — муж пьёт и бьёт, да уйти нельзя — родители не примут. Старушки жизнерадостны и полны энергии, дай им Бог доброго здоровья.



Гусляра Егора Стрельникова я ждал едва ли не больше всех. Во-первых, обожаю звук этой «русской арфы», лет 15 назад в Москве целый час слушал человека с гуслями у Покрова-на-Рву. Это в самом деле волшебный инструмент, схожее действие на меня имеет разве что сама арфа, сознание уходит туда, в эти звуки, как у Садко при пении Птицы-Бабы. Во-вторых, именно русская культура меня интересует много больше, чем любая иная, какая бы интересная она не была. В-третьих, я пропустил его выступление в пятницу — ездил встречать людей в город.

Стрельников был с дамой по имени Екатерина и я пообщался с ними на ярмарке, справившись о том, реально ли научиться играть на этом инструменте и есть ли что-то вроде «школы». Выяснил, что системы нет, хотя желающих научиться немало. Рядом стояли девушки с горящими глазами и трогали гусли. Настраиваются гусли по диатонике, в некоторые удобные тональности. аккорды получаются приглушением ненужных струн, гусли — благодатный инструмент для аккордов с надстройками. Я же эти аккорды всегда любил именно за то, что на гусли похожи. Однако, сложность в том, что инструмент редкий и китайцы или японцы из Ibanez точно не поставят его на поток, поэтому стоит он немалых денег. Гусли продавались за 20 тысяч.

Егор показал и колёсную лиру, впервые вживую я слышал этот инструмент на Груше в 97-м и тогда же стал мечтать о фестивале русской народной музыки. Сейчас моя мечта сбывается на глазах.

В программе его — инструментальные номера, былины, духовные стихи колыбельные. Приобрёл его диск с записью 6 альбомов в MP3.

«Не плачь, не плачь, мати Мария.
Как же мне не плакать
Мово сына жиды взяли
Взяли да распяли».


Это духовный стих там такой. Очень хотелось бы организовать его выступление здесь, в Самаре, думаю «Олимп» подошёл бы в качестве площадки, но не могу себе представить, сколько же народу реально собрать на совсем ни хитовую и не «драйвовую» музыку для восприятия которой современному человеку может потребоваться сделать надо собой усилие.

В это время в другой части лагеря ещё продолжалася волейбольный матч, который участники следующего состава — новосибирского этнодуэта «Сандал» решили твёрдо пресечь в пользу музыки. И действительно, в процессе их выступления число людей на поляне многократно выросло. Талантливая, эффектная, грациозная и фотогеничная Евгения Жуковская внимание мужской аудитории не привлечь не могла и с успехом это сделала. Диск группы, выпущенный под лицензией Creative Commons BY-ND, вместо обычного ©, называется «Сокровенные песни о любви на древних языках». Об этом и пелось здесь, и началось, в силу места проведения празднества, с «Во имя Всевышнего, милостивого и милосердного» на арабском. Много гармонического минора и фригийского лада.

Хочется поблагодарить Евгению и Дмитрия и за правильный выбор цвета одежды, легшей мягким лососевым пятном на матрицу моего K200, миновав «Юпитер-37А». Благодаря всему этому получилось лучшие по моему мнению фото из всех, сделанных мной на фестивале. Ребята играли и на «Барабанах мира», но я в это время был на «Баранке». Ну, теперь увидел и услышал, что прекрасно. Фотки презентовал им персонально и попросил диск. Дуэт много ездит по городам и весям, прямо своим ходом, на японском универсале и его всегда очень ждут в родном Новосибирске.


Дальше был Ногон Шумаров с варганом (хомусом), длинным струнным инструментом и гороловым пением.

Потом — очередной трюковой сет Владисвара Надишаны (см. первую часть), а после, понемногу набирая силу до потока воды с неба, начался дождь. Вот тут и пришлось от сцены сбежать и Safety Magic слушать из почти наглухо закрытой машины. А дождь всё не кончался, превратившись в грозу. После одного из ударов молнии свет вырубился и всё на миг прекратилось, под потоками воды были видны только световые пятна фар.

Народ, который терпеливо не сбежал раньше, набился в беседки. Как только дождь стал потише, мне захотелось побродить по тёмному лагерю. И надо же — в темноте с двух сторон поют, с одной стороны — саратовцы из «Собора» прямо в главном корпусе, с другой — молодёжь в беседках. В главном корпусе было лучше, возможно пара ансамблей устроила хоровую дуэль. Среди мокрого лагеря слышимость идеальная, а поскольку темно и не видно совсем никого, то в пении есть что-то потустороннее.

Ну вот, собственно, и почти всё. Почти, потому что утром кое-каких впечатлений удалось «добрать».

Это кряшенский ансамбль «Жиз кынгырау». Костюмы у них очень необычны — на татарские непохожи никак, хотя отличиаются они от татар так же, как сербы от боснийских мусульман — только религией. Головной убор, который напомнил мне эпоху Возрождения, называется «сюрэкэ», одежда ещё бабушкина, отреставрированная. А монеты — советские 20-копеечные.

Домой выехали в начале шестого, к полуночи были дома.

Ну и про организацию, конечно же. Вообще примета возникших в последнее время фестивалей — организация их самими музыкантами в соответствии с их вкусами. Целью заявлялась подлинность, без Зыкино-Кадышевой. Из тех, где я был — это «Метафест» с неутомимым Вовкой Кожекиным, а теперь и «Крутушка», с Александром Батраковым, известным прежде всего участием в гр. «Медвежий угол» и Диной Башкировой. «Крутушка» показала, что вкус у Батракова отменный. И из того, что было видно на публике, сильные стороны были показаны лицом. Верю, что «Крутушка» будет жить.

Они молниями проносились через весь лагерь, решая возникшие вопросы, они же лично отбирали музыку для того, чтобы сделать всё это. Были ли помощники деньгами? Как сказал Александр, всё делалось в основном на личные средства директора лагеря, а вот госорганы и все прочие остались в стороне, лишь поглядев, что получилось на одних энергии и энтузиазме при весьма скромных средствах. А то, что получилось иначе как фантастикой назвать нельзя, хотя вот с транспортом для доставки людей «вертикальщики» кинули.

А вот платить музыкантам было не по средствам, даже на дорогу. За небольшим исключением. Бросается в глаза, что абсолютное большинство их — нестоличные. Меньше понтов, больше удовольствия просто от того, что делается. Убыточность первого фестиваля была очевидна и запланирована, но сразу же получился задел и хорошая репутация.

Поговорил там же с правоохранителями, которых было не просто мало, а по понятиям мастрюковской Грушу совсем не было. Видел там трёх(!) ментов, которые были веселы, приветливы и вполне довольны. Работы у них было немного, говорили, что в первый день пришёл какой-то местный гопник и начал чего-то там «рулить», после чего был скручен и аккуратно препровождён. А люди, по их словам, очень там хорошие и нормальные. Представляете себе фестиваль, на котором я не видел ни одного(!) бухого.

Список музыкантов со сведениями о них находится тут: http://www.krutushka.ru/blog/musicians2<wbr />009/

Иногда задаются вопросом, почему именно Поволжье становится таким вполне себе центром интереса к народной культуре. Думаю, одной из причин было то, что в советские годы многочисленным тутушним автономиям культивировать свои собственные особенности просто дозволялось. А не будучи так связаны с церковным календарём и православной обрядностью, традиционные культуры Поволжья в меньшей степени стали объектом разгрома, чем русская, в народных праздниках которой зачастую видели подозрительную поповщину. И многие из этих чудесных коллективов существуют ещё со времён «отца народов» — мордовский «Гайгев Вайгель» — с 1953 года.

В то же время, если в русских коллективах мы видим тридцатилетних из городской интеллигенции, то у ансамблей малых народов такого притока свежей крови не наблюдается. Ассимиляция делает своё дело, при отсутствии чёткой религиозной самоидентификации марийцу или мордвину проще считать себя русским.

Из минусов — почти не услышал Safety Magic, совсем не услышал «Оберег» (ансамблей с таким названием на фестивале было два — этнографически-фольклорный и арт-фолковая группа, оба казанские, да и участники пересекаются), Yoki и много чего ещё…

Источник: ЖЖ Anton Tarantei

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.