avatar

Краткий лексикон тувинской народной музыки

АМЫРГА (амыргы, у горноалтайцев абырга, у хакасов пыргы) — тувинский народный духовой инструмент. Коническая деревянная труба без мундштука, длиной около 50 см, изготовляемая из двух половинок, выдолбленных из древесины, которые обтягиваются животной кишкой и скрепляются несколькими вязками из сухожилий или тальника. Амырга — скорее не музыкальный, а звукоподражательный инструмент (охотничий манок на марала). Из него извлекаются звуки обертонового ряда, имитирующие крик этого животного путем втягивания в себя воздуха, (а не его выдувания, как обычно).

БОРБАН-НАДЫР — один из пяти основных стилей тувинского народного горлового пения. Название стиля произошло от тувинского глагола «борбаннат» — перекатывать что-то круглое. Родственный стилю Хоомей, так же в основе лежит принцип звукоизвлечения — хоректээр. Основан на звукоподражании. Характерна прерывистая мелодия. Этот стиль имеет ритмические формы. Вообще можно сказать, что это не отдельный «стиль» а характер пения, например возможен такой вариант как «борбаннадыр каргыраа».

БЫЗАНЧИ (пызанчи) — тувинский струнный смычковый инструмент. Корпус Бызанчи небольшой цилиндрический или чуть конический, чаще всего из рога или дерева. Верхняя сторона его затягивается кожаной мембраной или закрывается деревянной декой. Сквозь корпус проходит круглая шейка, заканчивающаяся четырёхгранной головкой. Инструмент имеет 4 струны из конского волоса; 1-я и 3-я настраиваются в унисон, 2-я и 4-я также в унисон, но на кварту выше. Две пряди волос лукообразного смычка продеваются между парами струн. При игре исполнитель держит инструмент вертикально, опирая его на колено, и водит смычком одновременно по паре струн, настроенных в унисон. Пальцы левой руки он просовывает под струны и слегка прикасается к ним, извлекая флажолетные звуки. Современные версии Бызанчи – бызанчи-альт, бызанчи-бас и бызанчи-контрабас. В реконструированном Бызанчи национальная форма и тембр звука сохранены, но его строй и техника игры изменены по аналогии со скрипкой; смычок отделен от струн, струны заменены жильными, получившими скрипичный строй, а к шейке инструмента приделан скрипичный гриф.

ДУНГУР (тюнгур, дюнгюр) – односторонний рамный барабан (бубен) с рукояткой. Одно из основных орудий культового служения шамана. Круглый остов бубна деревянный, на обечайку натягивается шкура животного и подвешивается к обечайке ремнями. В открытую сторону бубна крепится деревянная перекладина, за которую шаман держит бубен, и две железных. На коже бубна выцарапываются рисунки животных, птиц и человека. На железных перекладинах навешиваются маленькие загнутые железки и тряпочки различных цветов. При ударе, который делается особой колотушкой орбы, получается сильный гул и бряцанье железок. По преданиям, сила духа Дунгура создает колебательную энергию, освобождающую человека от прошлых и настоящих страхов. Хёёмей в сочетании со звуком бубна создает необыкновенное единое целое гармонии между духом Вселенной, человеком и Землей.

ДУЮГ (во мн. числе — дуюглар) – тувинский народный ударный инструмент. Самозвучащая перкуссия (идиофон). Представляет собой вываренные и высушенные конские копыта. Звукоизвлечение – удары копытами непосредственно друг о друга.

ИГИЛ (игиль) — тувинский струнный смычковый муз. инструмент, аналогичный алтайскому икили и хакасскому ыыху. Имеет долблёный эллипсовидный корпус (вырезается вместе с шейкой и головкой из одного куска дерева), шейку без ладов, 2 струны, настраиваемые в кварту или квинту. Общая длина Игила около 800-900 мм. Современная разновидность – с 3-мя струнами. На Игиле играют сидя на полу или на стуле, держа гриф под острым углом (почти вертикально) вверх.

КАРГЫРАА — один из пяти основных стилей тувинского народного горлового пения. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Сам термин каргыраа, как нам представляется, имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Например, в современном тувинском языке существует звукоподражательный глагол каргыраар (каргыра), имеющий значение: 1) хрипеть, издавать хриплые звуки, 2) бурлить (при кипении, например, каши). Шаманы используют каргыраа как звук спокойствия, обострения внимания или сознания человека, он выгоняет из тела злых духов и коварных паразитов и нечистые силы, потому что каргыраа связан с силами земных и небесных духов.

КОНГУЛУУР – тувинский самозвучащий ударный инструмент. Представляет собой язычковый висячий колокол.

ЛИМБИ – тувинский народный духовой инструмент. Поперечная флейта с пальцевыми отверстиями.

МОРИНХУР (буквально «инструмент с лошадиной головой») — струнный смычковый музыкальный инструмент монгольского происхождения. Головка грифа Моринхура традиционно изготавливается в виде головы лошади. Звук инструмента в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи; в некоторых композициях звук инструмента имитирует ржание. Имеет четырёхугольный трапециевидный корпус с кожаной верхней декой и деревянной нижней, снабжённой фигурными резонаторными отверстиями. В XX веке стали появляться инструменты и с цельнодеревянным, как у европейских струнных инструментов, корпусом и с f-образными (как у скрипки) резонаторными отверстиями в верхней деке. Безладовая шейка увенчивается фигурной головкой в виде головы лошади, на которой крепятся два деревянных колка. Длина всего инструмента — 100—110 см. Струны настраиваются в кварту, хотя в старину, по-видимому, настраивались в квинту. Смычок деревянный, дугообразный, со свободно подвешенным пучком конского волоса. Звукоизвлечение флажолетное, без прижимания струн к грифу. Струны зажимаются между фалангами указательного и среднего пальцев левой руки, либо между ногтем мизинца и подушечкой безымянного пальца левой руки. Большой палец служит для поддержки шейки инструмента и для зажатия струн не используется. Смычок держат в правой руке, при этом пучок конского волоса на смычке зажимается ладонью, что позволяет регулировать силу его натяжения во время игры и, таким образом, варьировать тембр инструмента. На Моринхуре играют сидя, зажав трапециевидный корпус между коленями и держа гриф под острым углом (почти вертикально) вверх. Как правило, это мужской инструмент, широко использующийся как для сольного исполнения, так и для аккомпанирования. Особенно важен для аккомпанирования при исполнении «протяжных песен» и эпических сказаний.

СЫГЫТ — один из пяти основных стилей тувинского народного горлового пения. По всей вероятности, произошел от глагола сыгыр — свистеть. Есть существительное сыгыт (свист). Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова сыгытчы — причитающий или стонущий. Это наталкивает на предположение о прямой вязи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом, но эта мысль нуждается в научном обосновании. В основе — тот же принцип звукоизвлечения — хоректээр. На фоне тихой мелодии в нижнем регистре звучит резкий, пронзительный свист (обертон). Пение Сыгыт всегда осуществляется без слов. Основной звук ЙО, ЙЙ или ЙА или ЙЯ.

ТОШПУЛУР (дошпулур) — тувинский народный струнный щипковый инструмент с двумя или тремя струнами. Похож на банджо. Верхняя дека представляет собой кожаную мембрану, струны раньше были из конского волоса, теперь — жильные или металлические. Играют на нем инструментальные пьесы и аккомпанируют певцам, причем особенно эффектно звучит Тошпулур, сопровождая тувинское горловое пение.

ХЁЁМЕЙ (хоомей) — 1. общеупотребительное название тувинского горлового пения. 2. один из пяти основных стилей тувинского народного горлового пения. Стиль хёёмей акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Для наименования именно тувинской техники звукоизвлечения используется научный термин — хоректээр (петь грудью). Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две, а иногда даже три ноты одновременно, образуя, таким образом, своеобразное многоголосное соло. Мелодичный, «певучий» стиль. На фоне мелодии в среднем регистре звучит обертон основного голоса — мелодия в верхнем регистре, которая либо вторит низкому тону, либо ведет свою музыкальную тему. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов, тувинский хёёмей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен.

ХОМУС – якутский варга́н – самозвучащий язычковый народный инструмент. При игре Хомус прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения. Обычно делается из металла, дерева или кости.

ЧÁНЗА (ша́нза) — бурятский струнный щипковый инструмент. Близкородственный инструмент у монголов называется чанз. Оригинален внешний вид чанзы — очень длинная шейка с большими колками соединена с плоским овальным корпусом-резонатором, обтянутым, по традиции, змеиной кожей. Три шелковые или жильные струны (строй кварто-квинтовый) издают звук своеобразного тембра — дребезжащий, шуршащий, чуть стучащий. В современных версиях — добавлена четвертая струна, разработано несколько разновидностей инструмента. В оркестре чанзам чаще всего поручается роль аккомпанемента, но они выступают и с тематическим материалом, и с небольшим соло. В народной практике чанзой нередко сопровождается пение.

ХАПЧЫК – тувинский народный ударный инструмент, мембранофон. Погремушечные барабаны. Изготавливаются из высушенной бычьей мошонки (мембраны), которую заполняют вываренными и высушенными овечьими коленными чашечками. Звукоизвлечение: удар по мембране.

ШООР – тувинский народный духовой инструмент. Тип продольной флейты, сходный с башкирским народным инструментом кураем, но не имеющий боковых отверстий. Шоор изготавляются из пустотелого ровного стебля высохшего растения камургай, длиной не менее 50-60 см, диаметр у основания 1,5-2 см. С обеих сторон Шоор открыт. Более широкий конец трубки прижимается у правой половины рта к верхним зубам. При вдувании воздуха получается свистящий звук. Периодически закрывая и открывая выходное отверстие, а также изменяя напор возуха, исполнитель получает звуки, обертона основного главного тона. Звучание Шоор мягкое, переливчатое. Строй определенной высоты не имеет, зависит от длины инструмента. Распространен в основном среди чабанов.

ЭДИСКИ – самозвучащий язычковый народный инструмент. Представляет из себя кусок бересты. Играют на нём, просто зажимая бересту между губами и вдыхая в себя или выдувая воздух. Звукоизвлечение: за счет колебаний воздуха. Высокий звук этого инструмента напоминает крик самки кабарги и ее детеныша. Иногда вместо бересты используют листья бадана (кылбыш) или осoки (кыйар олон). Эдиски используют для извлечения высоких пронзительных звуков, также часто используют для имитации птичьего щебета и криков птиц, а также других животных, издающих резкие визгливые звуки.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.