avatar

«Как во славном городе во Казани...» ч.1


Итак, воротился аз грешный из славного города Казани, в третий уж раз за тёплое время года. На сей раз, очередным пунктом фестивального движения стала «Крутушка» в этом, в отличие от прагматичной Самары, полном чудес волжском городе.
Обычно такого рода мероприятия кажутся заповедниками а ля рюс и «таинственного этнича» (С)Вербицкий, что заставляет некоторые категории народа морщить носики. Что на мой взгляд совершенно предвзято и несправедливо, потому что ни одно другое движение не делает сегодня столько, чтобы вызволить русскую (прежде всего) культуру из небытия в пространство востребованности.

Музыка — это такая вещь, которая при прикосновении к ней с утилитарными целями просто улетучивается, не оставив следа кроме тошноты. В силу этого имеется некоторый «входной барьер» в виде культурного уровня и неутилитарных интересов. И этот барьер и делает такого рода праздники приятными событиями, наполненными теми людьми, которые в самом деле рады друг другу.

На мой взгляд, вполне подтверждаемый исторически, развитие национальной культуру происходит тогда, когда культурные корни усваиваются современными интеллигентами в поисках самоопределения. Бывшая народная культура становится интеллигентской, переходя от бабушек к молоденьким девушкам минуя совсем советское поколение мам. Тридцатилетние рядом с восьмидесятилетними, первое и последнее советские поколения, слабые ростки русского бронзового века.

Ну а теперь к описанию.

Если сравнивать дорогу Самара-Казань ещё с чем-то, то на ум приходит только знаменитая Чита-Хабаровск. Дорога, которая есть только на карте. Наверное так должны выглядеть дорога через тысячелетие после гибели цивилизации, но она так выглядит сегодня, да не в глухих ямало-ненецких окраинах, а в центре Поволжья, дорога между двумя городами-миллионниками.



Естественно, хотелось найти обходной путь. После справки у Гугла с Яндексом маршрут был более-менее проложен, но гладко всегда только на бумаге. GPS у меня нет, потому в Димитровграде пришлось изрядно попетлять, выйдя не совсем на ту дорогу, на которую хотелось. И выбирать уже не приходилось, тем более это не стало последним путеблудным приключением.

Ехать через саму Казань не хотелось и было решено съехать с Р240 на М7 через село Пелево, дорогу через которое уверенно показывал Гугль. Дорога оказалось грязной грунтовкой среди полей с живописными соломенными скирдами.


Погода Повольжье последнее время не баловала, потому с облегчением повернули назад, едва не посадив полноприводник на брюхо.


В Казани петлять долго не пришлось — местные жители дорогу указали и дальше удача привела нас в аналог самарских «Дубков — посёлок Крутушка с одноименным санаторием, в пионерлагерь с ИТ-шным названием „Байтик“, где и проходил фестиваль. С блужданиями добирались около семи часов.

Автомобильная дорога ведёт вниз, лагерь этот — в яме, где кроме „Мегафона“ всё отказывается нормально работать. СМАРТС не работает вообще, а МТС — через пень-колоду. К счастью, машину можно поставить просто везде и совершенно бесплатно, места полно, а народу — совсем немного. Непохоже, что от Казани туда легко добраться без автомобиля.

В лагере бросается в глаза крашенная „скульптура“ — медведя, гимнасты и пионеры. Последние особенно хороши, мне напомнило католические „города мёртвых“ или румынские кладбища.


(Я сейчас дико выпал в осадок — гуглоальбом распознал оных пионеров, как людей и просит присвоить имя)

В центре лагеря — бывшее место торжественных линеек, ныне там — ярмарка музыки, инструментов и всяких милых народных и псевдонародных вещиц. Каждый человек хоть раз да должен попробовать сыграть на варгане! Я уже пробовал, поэтому в этот раз не стал.

<

Проходим дальше вниз, где за территорией лагеря расположился небольшой палаточный городок, сравнимый размерами скорее с „Барабанами мира“, чем с „Грушей“ или „Метафестом“. Сами же музыканты живут домиках пионерских отрядов. По дороге бросаются в глаза аккуратные краны с водой и совсем бесплатные биотуалеты у палаток и сцены. B кое-кто из соседей наших палаток оказался знакомым по „Баранке“.


У главного корпуса был замечен какой-то господин депутатской наружности. Но как выяснилось потом со слов организаторов, ничем не помогали ни госорганы, ни коммерческие конторы. Всё тянули сами.

Сразу же слышим звуки от сцены, сразу же слышно, что звук очень хорош, а какова музыка! Ближе к вечеру — открытие и выступление причастных.


Заранее прошу прощения, если перепутаю где-то названия и порядок выступлений — я перегружен сведениями и впечатлениями. И постараюсь найти правильные слова для всех.

Открывает всё это дело казанский коллектив „Оберег“. Всё „близко к теме“, к дорожке, когда-то проторенной коллективом Покровского. То есть — так, как и надо, в одёже, но без „зыкинщины“.




Дальше — саратовский коллектив „Собор“. По стилю, как это даже видно из костюмов, нечто более современное. XIX век, много гармошки. Хорошие ребята, потом немного побеседовал с некоторыми из них на разные жизенные темы. Но по музыке немного не моё, всё-таки. Однако, своё слово они сказали позже, следующей ночью, под дождём. Но об этом позже.


Затем — Патриарх Старостин, с девочкой, как уже стало привычно с „Баранки“. Девочка Маша уже не так боялась публики. как три недели назад, была более свободна. Говорят, что самое феноменальное они выдали, когда уже мы уехали, на заключительном концерте. Но и тут народ затаил дыхание, а „Высоко“ уже успела стать настоящим хитом, естественно среди тех, кто понимает.


Кстати, вот тут его хорошее интервью. Великий человек, так с ним и не пообщался, неудобно было отвлекать мэтра.

Чувашские традиционные костюмы с головным убором из монет, а также очень характерный этнический тип, бросаются в глаза сразу.

Их не спутаешь ни с кем, очень колоритные бабушки — чувашский народный ансамбль „Сеспель“ (Татария)

Правда, чувашская музыка, как и татарская, построена на пентатонике и в больших дозах утомляет. Сразу стоит в связи с этим сказать, что музыкантам давали играть. Выступления были длинными и разными по продолжительности.

Одинокая бабушка Рузалия-апа Гарифуллина побаивается микрофона, но вещи очень искренние и мне понравились несмотря на то, что было больше слышно фонограмму, чем живое пение. Это такой знакомый по многим, в том числе и попсовым опытом приём, вроде знаменитой „Костромы“ — народная песня и электронная подкладка.


Народный (не переношу слова „этнический“, если честно, само его употребление — натуральное гетто и резервация) фьюжн от „Калашников Бэнд“ мне как раз пришёлся по душе, если доведётся когда-нибудь довести до ума собственные кривые идейки, то я буду знать, на чей опыт ориентироваться. Даже по маркам гитар можно оценить подход — »Godin" (с пьезодатчиком) и футуристичный «Ken Parker». Твёрдая «пятёрка», странно, что не слышал раньше. Минус за название только, никакое оно какое-то.


Владисвар Надишана — любитель попридумывать что-то такое буквально из подручных материалов. Пластиковые трубы от канализации, какие-то бритвы, названные «китайским синтезатором» и собственная «кужубарская» мифология — да, он такой. Трюкач и экспериментатор, ныне живущий в Берлине. Настоящее имя его мне неизвестно, да и незачем оно. Здорово в небольших дозах.


Крутушка — музыкантыБелорусская «Троiца» — самый мощно-экипированный коллектив, едва уместившийся среди своих колокольчиков, бубенчиков и прочих примет жанра. Белорусская музыка не может обойтись без мулявинских интонаций, на обошлось и тут. Говорят, они сильно ориентированы на западного слушателя, мне же показалось слишком громко.

Дальше пошёл дождь и утомлённый тяжёлой дорогой я решил отдохнуть.

Думаю, что в одну запись всё это уложить совершенно невозможно, поэтому вопреки законам привлечения внимания продолжение будет в следующей серии.

Источник: ЖЖ Anton Tarantei

1 комментарий

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.