avatar

Бурановские бабушки на Евровидении

Вижу, что многие очень радуются, узнав, что «Бурановские бабушки» будут представлять Россию на Евровидении. Постят их слащавое исполнение и без того слащавой «Yesterday» и песни Гребенщикова.

Нет, конечно, мне и до этого приходилось наблюдать, что аутентичная фолькорная песня тяжела для восприятия тех же многих. Что петь в компании они готовы максимум «Ой, да не вечер» и без того приведенный Бичевской к полному кантри.
А народная песня, без электронной обработки, поп-ритма и тому подобных вещиц заставляет их скучать, сетовать на заунывность или, наоборот, чрезмерно открытую «залихватскость», то есть, опять же, непонятность фольклора.
Что поделаешь, годы советского официозного псевдофольклора тоже сыграли свою роль в отвращении ко всему «народному» и «люли-люли-стояла». Один, как будто только что со смотра строя и песни, ансамбль Моисеева чего стоит, не говоря о менее известных танцевальных и песенных коллективах, долгие годы гонявших в массы придуманное, идейно выхолощенное «народное творчество» а-ля «матрьошка-берьозка». Тут кому хошь фольклор опротивеет, особенно, если настоящего не знать.

Так вот, «бабушки». Нормальный удмуртский народный коллектив, женщины с удовольствием пели себе то, что любят. Свои, местные, песни. Таких коллективов масса и у нас в стране, и в Западной Европе среди тех, кто увлекается фольклором, любит петь свое, родное и умеет это делать. Мне приходилось с такими встречаться.

Они вполне хороши, выступая на сцене фольклорных фестивалей. Но что характерно, ни одна страна не додумалась удумать такую ловкую комбинацию: такой коллектив послать на конкурс поп-музыки, да еще с исполнением песен каких-нибудь многоуважаемых Битлз или Квин. Несмотря на то, что прием этот очень простой. Неслучайно, не так ли?

Только у нас «бабушек» мочалят в хвост и в гриву, превратив адекватных пожилых женщин в прикольненькую компашку потешных старух, понуждая (или соблазняя, да им и самим может, нравится, почему нет?) участвовать в разнообразных попсовых эстрадных номерах, сменяя очередную девку с голыми ляжками. Сами по себе «бабушки», конечно, не кич. В своих народных песнях «бабушки» достойны, глубоки и широки, как страна моя родная.
В битловских и тому подобных песнях глупы, поверхностны и явно пляшут про то, чего не знают, да им это и не надо. Поле народной песни неисчерпаемо и по мелодике, и по содержанию и без поп-музыки. А то и пошире будет, осмелюсь предположить.

Меня удивляет только позиция тех, кто «бабушек» использует не по назначению и тех, кто этому умиляется. У тех, кто умиляется, допустим, просто дурной вкус, ведь им, как правило, глубоко безразличны аутентичные удмуртские песни этого коллектива, им нужна обработочка и «прикольненько». В жизни они не станут покупать «удмуртский» диск без всяких «Yesterday».
Но вот использование «бабушек» на поп-сцене мне более всего напоминает " по улице слона водили".

Ну да, вот эта самая нравственная позиция меня и настораживает. Превращение в удобопонятное и опопсовленное шоу того, что им по определению являться не должно. Культура не то, чтоб сильно иерархична сейчас, об этом вспоминать нелепо при многих «пост» к слову «модернизм», но все же есть некие границы и речь не о том, что лучше, что хуже с точки зрения одной лишь музыки.

Впрочем, это конечно, мое личное восприятие. Меня и достопочтенный Петлюра напрягал ровно в одном аспекте. Да, речь идет о знаменитой пани Броне, сильно нездоровой старушке, которую Петлюра сделал своей манекенщицей, моделью и шоу-герл. Я говорю не о гуманизме, пани Броня отчетливо радовалась и явно, во всяком случае, не страдала.

Однако, если говорить о позиции самого интеллигентного человека Петлюры, то тут уже могут быть разночтения. Демонстративных старух с похожими на Бронины расстройствами психики довольно в любом дурдоме. Да и на свободе.
Достойно ль использовать их недуги таким образом? Хотели бы вы, чтобы вашу родственницу с маниакально-депрессивным психозом (а они ух как любят нелепо выряжаться и быть «звездами» олд-скул-гламура в преклонном возрасте!), шизофренией, маразмом итп образованные, здоровые и благополучные люди показывали, как «слона»? Хоть и веселящегося?

С «бабушками, конечно, не так, они здоровы и дай им бог здоровья. Однако, сейчас пришлось им стать именно такими „слонами напоказ“, занятной невидалью, которая на потеху исполняет песню „Вчерась“ „народными“ голосами.
И именно в этом случае мне кажется уместным назвать цивилизованной позицию тех стран, которые не делают из своих фольклорных бабушек, дедушек, девушек и детишек попсовое шоу такого рода, не посылают их на конкурс „Евровидение“. Вот не приходит там в голову это. Вкус, что ли, мешает?

Впрочем, о чем это я? Судя по последним месяцам, у нас иные заботы. Не станут ли вскорости объявлять фольклорные номера как-нибудь так:
»Слова нерукопожатного быдла, музыка нерукопожатного быдла, исполняет нерукопожатное быдло"?

ЖЖ: korgimama

1 комментарий

avatar
Стыдно, обидно, не понятно… Как руководитель мог так низко пасть и превратить из нормального ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ансамбля в ансамбль РЯЖЕНЫХ… неужели удмуртские песни не достойны евровидения?
То что мы увидели на евровидении- не фонтан и далеко не фонтан…
Бабули «заигрались», нам их очень жаль! Так опозориться, позволить кому то смеяться над собой, манипулировать собой людям ни чего не понимающих в фольклоре, не уважающих свой народ, как всё это можно назвать?! Я рада, что у меня есть единомышленники!!!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.